Зеркало царевны Софьи Алексеевны на выставке «Наследие Архангельского Древлехранилища» PDF Печать E-mail
20.09.2013 10:46

В разделе "Бенефис одного предмета" мы продолжаем знакомить вас с уникальными предметами из коллекций Архангельского краеведческого музея, где вы сможете полюбоваться редким по красоте и затейливости складным трехстворчатым оловянным зеркалом XVII века. По преданию, его подарила царевна Софья Алексеевна князю Василию Васильевичу Голицыну. Попав в опалу, князь, сосланный Петром I в 1689 году в Красногорский монастырь Пинежского района, увез зеркало с собой в ссылку.

«Всякая вещь, которая стоит перед зеркалом, получает свое отражение в нем благодаря дивному его устройству премудростью божества…», – писал художник-новатор, стоявший с начала 60-х годов во главе иконописной мастерской Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686) в «Слове к люботщательному иконного писания». В течение многих веков зеркало – это распространенная деталь жилого интерьера, любимый предмет, обыгрываемый в культуре: оно применялось для убранства в интерьерах, служило украшением стен во дворцах знати. Часто использовались его магические свойства при совершении обрядов и создании загадок, отгадать которые можно лишь с помощью зеркала.

Центрами изготовления зеркал с узорными оловянными накладками были в XVII веке Москва и Ярославль. Зеркала изготовлялись для быта различных слоев населения. Считалось, чем дороже было их убранство, тем богаче был их потребитель. Для царского обихода, например, изготовлялись зеркала, дополнительно украшенные «орликами» – розетками с изображением геральдических орлов.

В России экземпляры зеркал с обрамлением из литого олова находятся в фондах Государственного исторического музея (Москва), Государственного Музея Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного музея этнографии народов СССР и фондах других городов. Оловянное зеркало из Архангельского краеведческого музея было изготовлено Оружейной палатой в Москве в 17 веке для царевны Софьи Алексеевны, по преданию, подарившей его князю Василию Васильевичу Голицыну. В 1689 году князь, сосланный Петром I в Красногорский монастырь Пинежского района, увез зеркало с собой.В монастыре прошли его последние годы жизни. После смерти Голицына по его завещанию зеркало среди других вещей находилось в Красногоском монастыре. В начале 20 века в 1904 года оно перешло в собрание памятников Архангельского епархиального древлехранилища и в 1920 годах поступило в музей вместе с ним.

Об этом памятнике декоративно-прикладного искусства писали многие исследователи и большинство из них подтверждают подлинность истории зеркала царевны Софьи. Розетки с изображением геральдических орлов, тончайшая, тщательно проработанная роспись, оловянные украшениями в обрамлении зеркалец – все это, и даже нарядная роспись и зубчатым кружевом оловянных накладок внутри, свидетельствует о предназначении именно для царских покоев.

В петровскую эпоху жизненный уклад изменился, а следовательно, появились новее потребности и вкусы, и ажурное олово исчезло из русского интерьера. В наше время сохранившиеся зеркала с литьем из олова представляют огромную историко-художественную ценность. Складное трехстворчатое зеркало дает возможность представить и воссоздать декоративное убранство русских интерьеров в XVII века.

Увидеть пышное и нарядное зеркало царевны Софьи Алексеевны посетители музея смогут в историко-культурном комплексе «Архангельский Гостиный двор» на выставке «Наследие Архангельского древлехранилища».

Спешите! В ноябре выставка закачивает работу.

Обновлено 02.10.2013 11:28