Историческая память и историческая правда PDF Печать E-mail
08.12.2017 17:28

В минувший четверг в Архангельских Гостиных дворах состоялась встреча с протоиереем Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) Александром Абрамовым.

Беседа была построена в форме свободного диалога, начавшегося после ключевого выступления отца Александра. Главной темой стали превратности исторической памяти многонационального народа России, которая в числе значимых фигур, наряду с действующим руководителем страны, известными деятелями культуры (Пушкин, Лермонтов) и важнейшими историческими персонами (Александр Невский) по сей день хранит имя Иосифа Сталина, причем часто в позитивном аспекте. Протоиерей Александр Абрамов, рассуждая о практике репрессий в годы Советской власти, в этой связи отметил, что в Русской Православной Церкви «не хотели бы видеть» повтора ситуации 1917 года и последующих десятилетий.

Отцу Александру, по его выражению, «стыдно за многое происходящее» ныне в России, в российском обществе, за оправдание сталинизма, за сохранение имен палачей, например, в названиях улиц, в том числе архангельских. Некоторые названия он сравнил с ситуацией, когда бы улицы носили имена нацистских преступников, хотя коммунистический режим и нацистский очевидно некорректно было бы отождествлять.

Протоиерей Абрамов говорил с собравшимися и о таких сторонах исторической памяти и моделях группового поведения различных страт, как склонность к смене набора идеологем и образа действий в зависимости от перемен политической и экономической ситуации, или устойчивости поведенческих паттернов независимо от них. При этом отец Александр выступает категорически против формального подхода к духовной и нравственной сторонам жизни, не приемлет нечеткость формулировок и неясность понятий. По его словам, невнятность в этих вопросах – это «социальная шизофрения либо сознательный уход от правды».

Обращаясь к уже много лет популярной теме покаяния, он отметил, что покаяние следует воспринимать не как униженное каяние в содеянном, а как возвышающее очищение и познание сути дел человеческих, катарсис, после которого наступает радость. Одновременно он подчеркнул, что эта дискуссия не носит критического характера применительно к Отечеству – ибо «оно у нас одно, и у коммунистов, и у либералов, и у верующих, и у атеистов».

Во время встречи в Одностолпной палате Гостиных дворов также была открыта небольшая выставки «Советский Союз: вера и люди», повествующая о повседневной практике отправления религиозных обрядов в годы, когда в стране это, мягко выражаясь, не приветствовалось официально.